Маркет-мейкеры: Определение и как они зарабатывают деньги
Маркет-мейкер — это частное лицо или брокер-дилер, который работает на фондовой бирже, покупая и продавая акции за свой счет. Маркет-мейкеры получают прибыль как за счет сбора спреда между ценой покупки и ценой продажи ценной бумаги, так и за счет хранения запасов акций в течение всего торгового дня.
Маркет-мейкер — это физическое лицо или брокер-дилер, который зарегистрировался на бирже, чтобы покупать и продавать акции определенных компаний непосредственно у других участников рынка. Финансовые биржи полагаются на маркет-мейкеров для обеспечения упорядоченной торговли базовыми акциями, опционами и другими продуктами, перечисленными на их платформах.
В настоящее время большинство бирж работают в цифровом формате и позволяют различным частным лицам и организациям проводить торги на рынке тех или иных акций. Это способствует развитию конкуренции, когда большое количество маркет-мейкеров выставляют заявки и предложения по данной ценной бумаге. Это создает значительную ликвидность и глубину рынка, что выгодно как розничным трейдерам, так и организациям.
Примечание: На некоторых биржах используется несколько иная структура. На Нью-Йоркской фондовой бирже, например, за каждой ценной бумагой закреплен индивидуальный назначенный маркет-мейкер (DMM), ранее известный как специалист, для обеспечения большей ликвидности, глубины и выявления цен.
Маркет-мейкеры на рынке акций
Маркет-мейкеры на рынке акций имеют долгую историю. Старые фильмы об Уолл-стрит дают представление об этой прошлой эпохе. В те времена брокерские компании подавали заявки на биржу, а затем специалисты на площадке биржи объединяли эти заявки с желающим контрагентом. А если такового не находилось, специалист сам покупал или продавал акции из собственных запасов.
С переходом к цифровым рынкам ситуация изменилась. Сегодня существуют сотни, если не тысячи маркет-мейкеров, как человеческих, так и цифровых, предоставляющих услуги различным биржам. Они могут варьироваться от крупных банков или брокерско-дилерских компаний, занимающихся торговлей тысячами ценных бумаг, до частных лиц или нишевых фирм, которые концентрируются на торговле всего несколькими различными акциями.
Маркет-мейкеры опционов
Опционный маркет-мейкерство — явление гораздо более недавнее. Учитывая, что каждая отдельная котируемая компания может иметь десятки или сотни различных соответствующих опционных контрактов с разными ценами исполнения и сроками действия, человеку трудно создать широкий рынок на всем опционном рынке.
Таким образом, создание модели ценообразования опционов Блэка-Шоулза сыграло важную роль в развитии опционных рынков. Это позволило компьютерам быстро рассчитать разумную цену для широкого спектра различных опционных контрактов. В настоящее время маркет-мейкеры опционов располагают сложной серией моделей ценообразования и алгоритмов управления рисками, которые помогают предлагать разумную ликвидность даже в быстро меняющихся рыночных условиях.

Кто такие маркет-мейкеры?
Маркет-мейкерами могут быть как физические лица, так и брокеры-дилеры, которые отвечают определенному набору требований, касающихся образования, подготовки, достаточности капитала и так далее.
Существует широкий спектр маркет-мейкеров — от крупных банков и учреждений до специализированных магазинов и частных лиц. Крупные инвестиционные банки, такие как JPMorgan (JPM), вовлечены в эту деятельность, но есть много места для оптовиков и других игроков.
Как работает маркет-мейкерство
Маркет-мейкеры одновременно размещают заявку на покупку и продажу акций. После размещения маркет-мейкер обязан выполнить это предложение, если трейдер хочет совершить сделку по этой цене. Это создает надежную экосистему для трейдеров, поскольку они могут видеть через котировки второго уровня, сколько предложений на покупку и продажу доступно по разным ценам.
В течение дня маркет-мейкеры покупают и продают одну и ту же базовую ценную бумагу бесчисленное количество раз. В случае успеха операции маркет-мейкера приносят прибыль, продавая акции по средней цене немного выше той, по которой они были куплены.
Как маркет-мейкеры зарабатывают деньги
У маркет-мейкеров есть два основных способа зарабатывания денег.
1. Сбор спреда
Первый способ — это сбор спреда между ценой покупки и ценой продажи акции. Допустим, компания торгуется по цене $10 за акцию. Маркет-мейкер может разместить заявку на покупку 1 000 акций по цене $9,90 и заявку на продажу 1 000 акций по цене $10,10. Когда обе заявки исполнятся, маркет-мейкер купит 1000 акций по цене $9,90 и продаст по цене $10,10, получив прибыль в размере 20 центов на акцию ($200).
2. Захват товарно-материальных ценностей
Другой важный способ заработка маркет-мейкеров — это инвентаризация. Когда существует дисбаланс спроса и предложения на акции, маркет-мейкеры часто накапливают большую позицию в акции. Например, при панических продажах после выхода негативных новостей маркет-мейкеры часто становятся покупателями, поскольку толпа спешит покинуть акции. Когда ситуация успокаивается, маркет-мейкер может медленно разгрузить акции по более выгодным ценам, получая прибыль за свою готовность взять на себя риск во время панических продаж.
Примечание: Маркет-мейкерство — это не просто форма арбитража. Маркет-мейкеры идут на значительный риск, поскольку готовы покупать и продавать в условиях нестабильного рынка. Иногда, например, если акции компании падают, а затем продолжают падать, маркет-мейкеры могут понести огромные убытки, держа запасы быстро падающих акций.
Сигналы маркет-мейкеров
Некоторые трейдеры предполагают, что маркет-мейкеры имеют сигналы для совместной работы друг с другом. По закону маркет-мейкеры не могут сотрудничать при планировании и проведении своих сделок.
Однако ходят слухи, что маркет-мейкеры ведут себя так, например, совершая сделки с небольшим размером, чтобы намекнуть другим участникам рынка о будущей активности. Это может быть возможно в акциях с малой капитализацией или копеечных акциях, но мало свидетельств того, что это широко распространено в большинстве компаний, котирующихся на основных американских фондовых биржах.

Гипотетический пример рабочего дня маркет-мейкера
Давайте представим, как может проходить торговля для маркет-мейкера по акциям Apple (AAPL) в день одного из событий, связанных с ее продукцией. Утром много шума вокруг того, что нового может представить Apple. Трейдеры стремятся купить акции Apple в преддверии события.
Маркет-мейкер, столкнувшись со значительно большим спросом на акции, чем их предложение, продает большую часть своих запасов розничным инвесторам по постоянно растущим ценам. Это полезная рыночная функция, поскольку мало кто из других трейдеров хочет продавать акции в преддверии презентации продукта, но маркет-мейкер обязан предоставлять цену спроса и предложения независимо от рыночных условий.
Наступает полдень, и событие разочаровывает. Никаких революционных функций для основных продуктов Apple не появилось, и трейдеры теряют интерес к этой истории. Теперь акции Apple спешно продаются, но мало кто хочет их покупать. Кроме маркет-мейкера. Маркет-мейкер — это постоянный покупатель акций Apple по снижающимся ценам, поскольку трейдеры стремятся разгрузить свои позиции. Таким образом, маркет-мейкер пополняет свои запасы акций Apple, которые ранее были проданы утром.
В данном случае маркет-мейкер получил значительную прибыль за счет того, что был готов продавать рынку утром и покупать обратно во второй половине дня, когда большинство трейдеров двигались в другом направлении.
Однако маркет-мейкер подвергается риску. Если бы презентация продукта была успешной, акции Apple могли бы продолжить рост, оставив маркет-мейкера в проигрыше. Это основной риск, который берут на себя маркет-мейкеры в обмен на получение прибыли от спреда между сделками купли-продажи в течение дня.
Влияние маркет-мейкеров на фондовый рынок
Как видно из приведенного выше примера, маркет-мейкеры выполняют важнейшую функцию на фондовых биржах. Они готовы покупать и продавать ценные бумаги в быстро меняющихся условиях, когда мало кто готов вмешаться. Например, если компания недосчитается прибыли, произойдет массовый исход из акций. Кто готов покупать во время этих жестоких распродаж? Маркет-мейкеры.
Помимо того, что маркет-мейкеры являются покупателями и продавцами последней инстанции, они также поддерживают низкий спред между ценой покупки и ценой продажи. На популярных высоколиквидных акциях спред между ценой спроса и предложения часто составляет всего пару пенни, что уменьшает проскальзывание для розничных трейдеров.
Это резко контрастирует с менее популярными ценными бумагами, где маркет-мейкеров гораздо меньше. В компаниях с низкой капитализацией и небольшим объемом торгов, где возможности маркет-мейкеров ограничены, спрэды на покупку и продажу могут достигать доллара за акцию или даже выше, что приводит к значительным транзакционным издержкам для розничных трейдеров.
Итог
Маркет-мейкеры получают прибыль от принятия риска, а именно от того, что они смогут перепродать купленные ими акции с прибылью. Их деятельность играет важную роль в структуре рынка, обеспечивая наличие желающих купить или продать акции по разумной цене в любых рыночных условиях.
Вопрос-ответ
Все ли брокерские компании являются маркет-мейкерами?
Нет, не все брокерские компании являются маркет-мейкерами. Основная роль брокера заключается в доставке заказов от клиента на биржу и предоставлении всех бэк-офисных и вспомогательных функций, необходимых для облегчения этих операций. В то время как основная задача маркет-мейкера — покупать и продавать ценные бумаги у других трейдеров и инвесторов.
Законна ли деятельность маркет-мейкеров?
Да, маркет-мейкерство законно. Это не только законно, но и необходимо для нормального функционирования рынков капитала. Без профессионалов, предлагающих конкурентоспособные цены покупки и продажи, розничным трейдерам пришлось бы платить гораздо большие спреды по своим сделкам, чтобы покупать и продавать акции.
Как и все трейдеры, маркет-мейкеры могут вести себя незаконно. В презентации SEC был приведен один пример, когда маркет-мейкеры контролируют размещение акций компании, а затем произвольно корректируют цены в своих интересах, что является одним из видов манипулирования рынком. Однако сам акт создания рынка является нормальным, если участники остаются в рамках правил и положений SEC и фондовых бирж.
Как стать маркет-мейкером
Некоторые фондовые биржи позволяют профессиональным трейдерам и брокерам-дилерам стать маркет-мейкерами, пройдя процесс сертификации. Например, платформа Archipelago Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE Arca) имеет приложение, которое позволяет операторам, имеющим достаточное образование, капитал и подготовку, стать маркет-мейкерами по отдельным котируемым акциям.
- Биржевой герой
- «Биржевой герой» — симулятор трейдинга, который научит вас зарабатывать на акциях
- Т-Технологии вся сила в ИИ
- АЛРОСА (ALRS) – алмазы потеряли блеск
- Лента (LENT) вперед за покупками!